Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно, в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья, его сохранения и укрепления с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
В контексте инновационного развития образования важно уделять внимание приобщению детей к здоровому образу жизни. Стоит отметить, что одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание ответственного отношение к собственному здоровью [19].
Данная задача также подтверждается рядом законодательных и нормативно-правовых актов, в частности, Национальной доктриной развития образования РФ до 2025 года, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13 (СанПиН 2.4.1.3049-13), Профессиональный стандарт педагога (трудовые функции).
К проблеме здоровья ребёнка в разное время обращались многие учёные (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, А.Г. Болотов, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, С.Г. Зибелин, В.П. Казначеев, П.Ф.Лесгафт, Н. Новиков, М.И.Пирогов, Б.Н.Смольский, А.И.Суворов, К.Д.Ушинский и др.)
Объект курсовой работы: процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: деятельность медицинской сестры в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Цель курсовой работы: изучить роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Исходя, из цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие ЗОЖ.
2. Охарактеризовать средства, методы и формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни.
3. Описать работу «Кабинета здоровья» в поликлинике.
4. Определить роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и систематизация специальной медицинской и методической литературы по теме исследования, классификация, обобщение.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Понятие ЗОЖ
Актуальность вопроса о здоровом образе жизни обусловлена ростом нагрузки, которая приходится на человеческий организм в современном обществе. Это связано с модификацией социальной среды, с техногенными, экологическими, психологическими, политическими угрозами, которые, несомненно, приводят к отрицательным изменениям в самочувствии людей.
Об актуальности проблемы развития здорового образа жизни у детей говорят и труды таких учёных как Н.М.Амосов, М.Ю.Стожарова, И.В. Дубровина, П.А. Виноградов, О.Мильштейн, Г.П. Аксенов, М. Я. Виленский, Е.С. Рапацевичи др.
Проанализируем содержание термина «здоровье». Конкретной и универсальной формулировки данного термина нет. Опираясь на медико-биологические признаки Н.М.Амосов утверждает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [1, с. 18].
Г.М. Соловьев определяет здоровье как «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [17, с.17].
Н.В. Елжова полагает, что здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [4, с.90].
Уровень здоровья определяется уровнем биологического потенциала (наследственных возможностей), объёмом физиологических резервов жизнедеятельности, характеристикой психического состояния и социальных возможностей человека для реализации всех задатков.
Здоровье классифицируют на:
1) «индивидуальное здоровье» (человека, личности);
2) «здоровье группы» (семьи, профессиональной группы, страты);
3) «здоровье населения» (популяции, общественности).
Большую роль играет психологическое здоровье, которое определяет внутренние состояния и эмоциональную стабильность у человека.
Соответственно трудам Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной «эмоциональное благополучие» – это стабильное эмоциональное самочувствие ребёнка, в основе которого лежит удовлетворение базовых биологических и социальных потребностей, соответствующих определённому возрасту.
Как утверждает Т.Г. Карепова, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [6, с.34].
Эмоциональное развитие вбирает в себя и эмоциональное ощущение, питающее все виды детской активности. Она направляет и усиливает активность, или напротив, ослабляет и блокирует её.
Понятие «психологического здоровья» введено в научную терминологию И.В.Дубровиной. Данным термином подчёркивается синкретичность физического и душевного в человеке. Итоговая характеристика здорового человека – деятельный, оптимистичный, не замкнутый человек, который может познавать себя и мир вокруг себя сознанием и чувствами. Такой индивид постоянно развивается и чувствует ответственность за свою жизнь.
Согласно А.В. Мартыненко, основа психологического здоровья – это полноценное умственное развитие ребенка на всех этапах жизнедеятельности. Авторы заявляют, что на психологическое здоровье нужно смотреть сквозь призму духовного богатства человека, направленности на безусловные ценности (доброту, красоту, истину)[9].
Из этого следует, что, если личность не имеет нравственной базы, то нельзя говорить о его психологическом здоровье.
Подавляющая часть людей с раннего возраста в такой степени привыкают к состоянию своего здоровья, что они думают об этом уже тогда, когда его полностью «подрывают», и вынуждены пойти к врачу.
Здоровье человека формируется в детстве и, в соответствии с наукой, 50% – образ жизни, 20% – наследственность, 20% – состояние окружающей среды и около 10% – возможности медицинской науки и здравоохранения. Важным местом в сохранении здоровья является физическая активность и спортивные нагрузки.
В современных словарях и справочниках имеется более 100 определений понятию «здоровье». Первоначальное определение приведено Уставом Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [18, с.76].
Так как ни одно определение понятия здоровья не считается образцовым, состояние здоровья человека оценивается на основе объективных данных, которые получены в результате антропометрического (физического развития), клинико-физиологического (физической подготовленности) и лабораторного исследований, сопоставленных со средними показателями. Учитываются также возрастные, профессиональные, временные, эколого-этнические и другие поправки.
При соответствии всех показателей нормам, при отсутствии жалоб, человек считается здоровым. Теоретическая медицина и физическая культура оперирует понятием «абсолютное здоровье», подобное здоровью космонавта перед полетом в космос.
В настоящий момент разрабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественный замер здоровья. Выделяют 5 ступеней здоровья (от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличного здоровья).
Установление уровня здоровья индивида практически очень значимо, поскольку дает возможность решить широкий круг проблем: начиная профессиональным отбором и заканчивая назначением рационального распорядка дня.
Показатели здоровья включают: рождаемость и смертность, инвалидность и продолжительность жизни, заболеваемость и т.д.
Здоровье индивида во многом подчиняется системе ценностей в данном обществе, которая определяет смысл жизни. Здоровье – это личная и социальная ценность. Формированием такого восприятия собственного здоровья связано с новой областью знаний, называемой «валеология» – наукой о здоровье.
Концепция «здорового образа жизни» однозначно не определена: представители философского и социологического направлений (П.А. Виноградов, Б.С.Шасов, О.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И. Столяров и др.) считают здоровый образ жизни глобальной проблемой общества, неотъемлемой частью жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р.Диттлес, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни исследуется с помощью таких понятий как сознание, психология человека, мотивация. Существуют и иные позиции: например, медико-биологическая. Хотя стоит принять во внимание, что четкой границы между ними нет, поскольку они решают одну проблему – укрепление здоровья человека [4,c.29].
Здоровый образ жизни – это «результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [20, с.36].
Здоровый образ жизни – это предпосылка к развитию иных функций жизнедеятельности индивида, достижению им продолжительной жизни и полноценного функционирования в обществе.
Здоровым образом жизни можно назвать реализацию совокупности действий во всех основных видах деятельности человека: трудовая, общественная, семейно-бытовая, досуговая.
Ученые, которые исследуют вопрос о здоровом образе жизни, подразумевают в данном понятии базовые: окружающая среда, отказ от курения, употребление алкоголя, наркотики; режим питания и движения человека; гигиена.
Понятие психического здоровья индивида также принадлежит понятию здорового образа жизни. Оно формулируется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности» [17, с.176].
Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.
Основой психологического здоровья является полноценное умственное развитие на всех этапах онтогенеза. Одна из наиболее значимых целей службы психологического образования – формирование психолого-педагогической среды, которая обеспечила бы такое развитие.
Основополагающие принципы здорового образа жизни:
– творец здорового образа жизни – индивид, являющийся существом биологически и социально деятельным;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2019. – 128 с.
2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. 2018. – №7. – 7с.
3. Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) / Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 937 c.
4. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – М.: Феникс, 2017. – 224 c.
5. Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века/ сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2018. – 164с.
6. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 170 с.
7. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – М.: Профиздат, 2016. – 256 c.
8. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2018. – 63с
9. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 2016. – 236с.
10. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2018. – 320 с.
11. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 11-15.
12. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 96с.
13. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. – М., 2015. – 18с.
14. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2017. – № 3, _С.28–33.
15. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. 2020. – №2. – С.18–23
16. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: Сфера 2015. –128с.
17. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2016. – 111 с.
18. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2019. – 270 с.
19. Системный подход в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников. ФГОС ДО. – Москва: Мир, 2013. – 885 c.
20. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, прак¬тика: научное издание. – М., 2014. –256с.